121099, Москва, Новинский бульвар 11 +7 (499) 252-27-50 143380, Московская область, Бекасово +7 (495) 992-04-05 office@svyazist.ru

ФГБУ "Связист" совместно с РЭУ имени Г.В. Плеханова провел веб-семинар по кадрам и образованию для цифровой экономики

<< назад
06 Августа 2020 г.

Одно из самых сильных влияний на мир оказали, без сомнения, технологии. Использование цифровых устройств сегодня является неотъемлемой частью как образовательной системы, так и многих профессий, позволяя сотрудникам выполнять свою ежедневную работу. Какими сегодня должен обладать сотрудник навыками и компетенциями для того, чтобы быть эффективным в своей ежедневной деятельности? Какое будущее ждет цифровое высшее образование? Как будет построено обучение в онлайн, одном из главных трендов, и возможно ли совсем перейти в цифровую среду? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на веб-семинаре, организованном ФГБУ «Связист» Минкомсвязи России совместно с ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». В мероприятии приняли участие эксперты в области кадров и образования, а также региональные министерства по информатизации и цифровой экономике, образовательные учреждения, региональные кадровые службы, ресурсные центры и другие профильные организации.

Антон Привезенцев, директор ФГБУ «Связист» Минкомсвязи России, в своем выступлении отметил, что задачу по подготовке кадрового потенциала сегодня можно разделить на две составляющие – это постоянная актуализация информации по ключевым дисциплинам, связанным с компетенциями цифровой экономики, а также это выпуск профессионалов по новым образовательным направлениям.

О настоящем и будущем высшего образования рассказал Дмитрий Волков, заместитель первого проректора, первый заместитель декана Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ. Основной сдвиг в образовании сейчас заключается в переходе от классической системы дисциплин и лекций к тому, что называется «созданием выдающегося опыта обучения», который должен быть социальным, геймифицированным, вдохновляющим, легко доступным, курируемым, персонализированным и совместно созданным. При этом, как отметил Дмитрий Волков, такой опыт должен быть получен как в офлайн, так и в онлайн формате. Особое место в дальнейшем в образовании занимает персонализация, которая дает обучающимся самим выстраивать свои образовательные траектории. Персонализацию можно рассматривать в двух аспектах – персонализация непосредственно обучающих решений (когда обучение выстраивается под конкретного обучающегося) и персонализация самими обучающимися (когда обучающиеся самостоятельно выстраивают свое обучение).

Лариса Лапидус, директор Центра компетенций цифровой экономики Международной Ассоциации корпоративного образования (МАКО), директор Центра социально-экономических инноваций Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в своем выступлении выделила основные признаки турбулентности цифровой среды для образования, к которым можно отнести недостаточную зрелость российского и мирового рынков EdTech, кадровый голод на компетенции цифровой экономики и цифровой трансформации, технологические тренды, проблему кибербезопасности и низкую активность потребителей на рынке онлайн-образования. Также был сделан акцент на том, что «университет – это интеллектуальная корпорация» и главным конкурентным преимуществом университетов были и остаются кадры (преподаватели). И при такой нарастающей конкуренции и трансграничности Интернет-рынков можно увидеть, что конкурентным преимуществом все равно остаются кадры и персонализированная обратная связь, а также интерактив. Также Лариса Лапидус отметила, что нашим образовательным учреждениям надо быть более быстрыми: быстро реагировать на изменения цифровой среды, быстро отражать удары конкурентов, быстро выходить на новые рынки и быстро осуществлять коммуникации с потребителями в режиме 24/7.

О видении системы кадрового обеспечения ТЭК рассказал Даниил Сорокин, директор Департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК Минэнерго России. В своем выступлении Даниил Сорокин отметил принцип профессионализма, как абсолютное соответствие компетенций, которые есть у работника, тем требованиям, которые предъявляются к должности. Проблему избытка и дефицита компетенций, иными словами, неточность попадания в целевую группу компетенций, необходимых для той или иной должности, можно решить путем создания цифровой платформы по управлению профессиональными кадрами. Именно благодаря такой системе выстраивается точная взаимосвязь между работодателем и потенциальным кандидатом, когда компетенции работника сопоставляются, благодаря технологическим решениям, с теми требованиями, которые предъявляет работодатель. Главное отличие цифровой платформы от текущего поиска работы заключается в том, что кадровые службы не вручную ищут кандидатов, подходящих под требования к должности, а они уже получают выборку людей, имеющих пул необходимых компетенций, и уже из них выбирают лучшего. Еще одна важная задача, с которой мир сталкивается сегодня – это научиться говорить на «одном языке». На сегодняшний день нет единой системы/реестра с перечнем компетенций и с их описанием, что затрудняет взаимодействие работодателей и кандидатов, поскольку не всегда понятно, об одинаковых ли навыках и компетенциях они ведут диалог.

О компетенциях специалистов по информационной безопасности в цифровом мире рассказал Игорь Хайров, к.т.н., заместитель директора Академии Информационных Систем, руководитель рабочей группы по разработке программ профессиональной переподготовки ФУМО ВУЗов по ИБ. В своем выступлении Игорь подчеркнул, что существует неразрывная связь между развитием профессиональной деятельности специалиста по информационной безопасности с разрабатываемыми информационными технологиями и перспективами развития ИКТ. Представители опрошенных организаций в целом не в полном объеме удовлетворены уровнем подготовки выпускников образовательных организаций. Наиболее высоко оценивается уровень подготовки выпускников с высшим образованием и прошедших профессиональную переподготовку (это более 60%). Удовлетворенность подготовкой выпускников СПО не многим превышает 40%. Среди мероприятий по развитию персонала преобладают такие, как программы повышения квалификации, обмен опытом, краткосрочные тренинги и семинары. Организация стажировок для студентов и работников, а также целевое обучение студентов распространены очень мало, что не дает возможности студентам во время обучения получать начальный практический опыт.

Об образовательных технологиях и об Университете 20.35 рассказала Надежда Сурова, директор Института управления ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», член Экспертного Совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям, член Совета Совета Федерации ФС РФ по цифровой экономике. Университет 20.35 сочетает в себе 3 основные  функции: исследовательскую организацию, которая ищет новые подходы к работе с данными о развитии человека, образовательную организацию нового сетевого типа, а также ИТ-компанию, которая создает новые образовательные платформы и инструменты. Надежда Сурова также рассказала о цифровом компетентностном профиле – инструменте предоставления информации об опыте и персональной траектории развития студента Университета 20.35. Данный профиль также позволяет сравнивать знания, навыки и компетенции студента с обобщенным профилем компетенций, необходимые для решения заданного типа задач, рекомендовать образовательные активности, обеспечивающие конкретный образовательный результат, и рекомендовать человека в команду, исходя из обеспечения совокупного компетентностного профиля команды.