105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 16А стр.1 +7 (499) 340-27-18 143380, Московская область, Наро-Фоминский городской округ, Бекасово

office@svyazist.ru

Подготовку кадров для инновационной экономики обсудили ФГБУ «Связист», ЦК НТИ МГУ и iR&Dclub

<< назад
29 Марта 2021 г.
26 марта состоялась онлайн-конференция «Подготовка кадров для инновационной экономики: новые вызовы и возможности» с участием представителей компаний СИБУР, Аэрофлот, Ростелеком, Ростех и Росатом. Организаторы мероприятия: Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ имени М.В. Ломоносова, Клуб директоров по науке и инновациям и ФГБУ «Связист» Минцифры России.

Модератором мероприятия выступил Алексей Филимонов, руководитель Клуба директоров по науке и инновациям.

Олег Карасев, проректор МГУ, соруководитель направления коммерциализации Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, в своем вступительном слове рассказал, почему обсуждаемый вопрос важен для Московского университета: «Аспирантура Московского университета – это крупнейшая аспирантура в России. На данный момент в ней обучаются 3989 человек. Это перспективные молодые ученые. Это четыре тысячи перспективных направлений исследований, которые охватывают почти все актуальные области современного знания».
По словам Олега Карасева, на волне пандемии значительно вырос конкурс в аспирантуру: «Люди, по нашим оценкам, в кризисные периоды более активно инвестируют в собственное образование, в собственные научные достижения, связанные с аспирантскими исследованиями. Прирост числа абитуриентов в МГУ по сравнению с 2019 годом составил 33%… Существенно выросла доля людей, которые вовремя защищают диссертации». Спикер также упомянул, что в конце прошлого года были приняты поправки в закон «Об образовании», которые повышают статус аспирантских исследований: «В частности, теперь успешное окончание аспирантуры – это не просто прохождение итоговой аттестации, а представление готовой к защите диссертации».
«Нам очень важно, чтобы результаты работы аспирантов не просто соответствовали мировому уровню фундаментальной науки, но и имели перспективы приложения в реальном секторе экономики. Это означает, что есть перспективы развития, например, целевых аспирантских программ, разрабатываемых с прицелом для реального сектора экономики», – подчеркнул Олег Карасев.

Алексей Белошицкий, исполнительный директор Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ, также поприветствовал участников конференции: «Последнее время все чаще звучат формулировки, что кадры – это новая нефть, но мне, на самом деле, кажется, что ситуация немного сложнее и кадры всегда были этой новой нефтью, просто сейчас мы испытываем большую потребность в том, чтобы больше инвестировать в технологии, больше понимать, как целевым образом готовить людей, которые должны действовать в условиях неопределенности».

Далее с докладом выступила Олеся Костенко, ответственный по вопросам аспирантуры управления организации научно-исследовательских работ и подготовки научных кадров МГУ. Спикер рассказала о системе подготовки и аттестации научных кадров в контексте решения бизнес-задач, большом значении научно-исследовательского блока для частного сектора, отметив при этом недооцененность возможностей современной аспирантуры.
По мнению Олеси Костенко, существует проблема несогласованности бизнеса и академической аспирантуры. «Большинство вузов и научных организаций воспринимают аспирантуру как воспроизводство своих собственных кадров… Московский университет в этом смысле выгодно отличается от всех остальных: мы находимся в авангарде тенденции востребованности научных кадров со стороны частного бизнеса. Мы, пожалуй, единственный вуз в стране, которые может позволить себе готовить аспирантов не только для восполнения кадрового потенциала академических вузов, научных институтов, но и в том числе для потребностей частного бизнеса. Наше управление видит сегодня свою основную задачу в расширении таких направлений, для того чтобы наука в академическом учреждении стала более прикладной, более востребованной», – поделилась спикер.
По ее словам, в МГУ уже реализовано большое количество практико-ориентированных проектов, заказчиками которых выступали частные организации. «Вступают в работу молодые аспиранты, собираются научные кружки, научные группы и решают конкретную прикладную задачу. При этом надо отметить, что отбор таких команд и поиск таких людей в условиях Московского университета с четырьмя тысячами аспирантов намного дешевле и проще, нежели искать их с рынка собственными средствами», – уверена Олеся Костенко. Она также подробно остановилась на современных возможностях совместной подготовки научных кадров: научных проектах, сетевом и целом видах обучения.

Опытом нефтегазохимической компании СИБУР в области работы с молодыми талантами для наукоемких направлений поделились Дмитрий Степкин, директор по стратегическим инновациям, и Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с учебными заведениями и молодыми специалистами.
По словам спикеров, темпы роста компании и уровень сложности решаемых задач формируют новые требования к кандидатам. Так, профиль современного инженера предполагает:
– принятие решений, внедрение технологических инноваций и проектов по модернизации производственных мощностей;
– владение английским языком, чтобы быть в курсе современных трендов нефтехимии;
– понимание основ экономики производства;
– наличие бизнес-мышления, видение влияния своих действий/решений на экономику производства;
– умение работать с цифровыми инструментами и ИТ-решениями, внедренными в компании;
– готовность к постоянному обучению и повышению своей квалификации;
– эффективную работу в кросс-функциональных командах.
Способность быстро вникнуть в тему и опыт зарубежного обучения также будут полезны.

Андрей Батрименко, директор центра развития новых продуктов Академии Ростеха, рассказал о программе «Вектор» как инструменте поиска и реализации идей новых высокотехнологичных продуктов в госкорпорации.
По словам спикера, «Вектор» – это комплексная программа по выявлению и обучению технологических лидеров, которая направлена на повышение компетенций сотрудников госкорпорации для развития новых высокотехнологичных гражданских направлений. Программа выстраивается не по традиционной модели поиска перспективных проектов, а вокруг конкретных высокопотенциальных сотрудников с проектными идеями.
В своем выступлении Андрей Батрименко обратил особое внимание на то, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов «желательно сразу исследовать такие темы, у которых есть рыночный потенциал, хотя бы в перспективе десяти лет».

Cоветник генерального директора – руководитель инновационного направления ПАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский выступил от лица Клуба директоров по науке и инновациям. По словам спикера, действующая в большинстве компаний система поощрения не способствует стимулированию роста публикационной, патентной, научной и преподавательской активности. Для формирования параметров системы поощрительных мер Клубу целесообразно инициировать проект «Разработка форм и способов стимулирования публикационной, патентной и научной деятельности», что будет способствовать росту качества персонала, формированию более благоприятной среды для выработки идей, а также восприимчивости к идеям и их внедрению.
Отвечая на вопрос, перспективна ли инициатива создания научно-технологических долин (в частности, долины «Воробьевы горы» МГУ), в том числе с точки зрения их полезности для крупных компаний, Андрей Полозов-Яблонский отметил: «Безусловно, полезно, если там будут создаваться специальные условия, которые будут снижать издержки компаний на разработку и внедрение тех или иных проектов. Тем более это будет происходить во взаимодействии, если брать научную долину МГУ, с ведущим вузом и исследовательским центром страны». В частности, для транспортно-логистических компаний актуален вопрос создания и внедрения отечественных блокчейн-систем.
Технологическая долина, по мнению Андрея Полозова-Яблонского, могла бы также использоваться как «некий экспертный центр, который помогал бы [компаниям] в поиске новых решений и технологий, проводил бы экспертную оценку тех решений, которые предлагаются компаниям».

Ирина Богданова, директор проектов по обучению и развитию ПАО «Ростелеком», рассказала, что корпоративная культура в компании развивается по четырем приоритетным направлениям:
– развитие внутренней HR-экосистемы (создание и развитие обучающих платформ, HR-сотрудник как консультант и помощник);
– модернизация процессов (модернизация и централизация L&D-процессов: внедрение системы one-pager);
– развитие человеческого капитала (наращивание цифровых компетенций, переобучение и внутренняя ротация персонала, совершенствование корпоративной культуры и моделей взаимодействия);
– повышение эффективности работников (развитие проекта «Кадровый резерв», новые подходы к развитию персонала и организации труда).
В частности, 70% сотрудников прошли обучение в области цифровой экономики, включающее десять образовательных направлений: интернет вещей, блокчейн, виртуальная реальность, гибкие технологии управления, цифровые коммуникации, наука о данных, искусственный интеллект, робототехника, квантовые технологии и кибербезопасность.
«У нас есть и очное обучение, и формат смешанного обучения, которого сейчас уже более 80%. Есть единая траектория передачи наших навыков во все филиалы, во все регионы в едином ключе... Наши внутренние тренеры постепенно замещают всех внешних спикеров, тем самым мы оптимизируем наш бюджет», – поделилась Ирина Богданова. При обучении сотрудников, в частности, применяются VR-технологии.

Ольга Малашкина, заместитель генерального директора по управлению персоналом, правовым, корпоративным и организационным вопросам холдинга «Швабе» госкорпорации «Ростех», в своем выступлении рассказала об актуальных механизмах развития future employee. Соответствующая программа направлена на привлечение и обучение специалистов еще до этапа трудоустройства и состоит из трех этапов:
– детство (детские сады «Эврика», «Эрудит», секции и кружки, развивающие программы, совместные проекты, корпоративные конкурсы);
– школа (оборудование для классов астрономии и физики, тематические кружки и секции, участие в работе детских технопарков, дни открытых дверей);
– вуз (целевая подготовка студентов, профильные кафедры вузов и аспирантуры, совместные проекты с целью профессиональной ориентации, интерактивные просветительские программы).

Илья Филипьев, руководитель проектного офиса «Трансфер ядерного образования» Технической академии Росатома, выступил с докладом «Train-The-Trainers: сотрудничество вуз-отрасль в целях продвижения на международных рынках отечественных высоких технологий через экспорт российского образования».
По словам спикера, Техническая академия занимается подготовкой персонала (в том числе зарубежного) для атомных станций. «Когда Росатом входит в страну со строительством любого объекта..., зачастую или почти всегда местная система образования неспособна предоставить выпускников университетов, которые были бы готовы зайти в Техническую академию на подготовку на должность», – поделился Илья Филипьев.
Атомная отрасль стремится преодолеть этот разрыв совместно с российскими университетами. Например, в число партнерских и опорных вузов Росатома входит МГУ. «Train-The-Trainers – это обучение преподавателей местных национальных университетов современным атомным технологиям (как в общем, так и российским технологиям в частности) и методологии построения образовательных программ», – сообщил спикер.